Articles

Наверное, никто не сможет определенно назвать, сколько сейчас существует дизайнеров. Дизайнерский бум последних лет породил массовое вхождение в профессию разных людей, которые привнесли в нее свое видение дизайна, свой опыт, свой вкус. Как же осуществить выбор дизайнера, какие моменты стоить иметь в виду? Об этом и пойдет речь ниже.

Работа дизайнера тесно связана с общением, причем не только в своем узко специализированном кружке, но главным образом, с людьми, которые к дизайну не имеют ни малейшего отношения. И этим людям не так-то просто с ходу понять, с каким именно дизайнером их свела судьба, ведь они бывают такими разными.

ВЫБОР ДИЗАЙНЕРА: момент первый, определиться со специализацией.

При выборе дизайнера стоить иметь в виду, что в этой области существует три типа специалистов: архитекторы, дизайнеры и декораторы.

АрхитекторАрхитекторы

Архитекторы, творческие люди с инженерным, техническим складом ума, закончившие строительные институты или факультеты университетов. Большая часть из них занимается исключительно проектированием зданий, либо градостроительством, отделка внутренних помещений для них вторична, и часто вообще не входит в сферу непосредственного профессионального интереса. Из этой среды выделяются специалисты, которые, занимаясь дизайном интерьеров, сделали его своей специализацией.

 

  ДекораторДекораторы

Декораторы, это часто выпускники художественно графических факультетов и институтов, театральных учебных заведений, либо бывшие слушатели различных, в том числе очень поверхностных и коротких, курсов. Профессия декоратора – предполагает «украшательство» (с английского decorate, украшать) в хорошем смысле слова, творческий, но при этом преимущественно эстетический подход. При работе с объемом декоратор активно используют цвета, ткани, предметы, уделяя внимание покрытиям, обоям, мебели, он не занимается перепланировкой. Декоратор может быть полезен, когда задумано просто освежить интерьер, внести в него изменения без глобальных строительных работ.

Дизайнеры

Что касается дизайнера, то понятие этой профессии у всех, даже специалистов может отличаться, и многие склонны видеть в дизайнере исключительно декоратора. Именно, поэтому для облегчения выбора дизайнера, профессионалы ввели новую терминологию, различая дизайнера-архитектора (себя, я к ним как раз и отношу) и дизайнера-декоратора. Это разделение понадобилось из-за того, что в сфере дизайна много профессионалов с узкой специализацией. Хотя первично дизайнер, это все же проектировщик (с английского design, инженер-конструктор, проектировщик), занимающий промежуточное положение между архитектором и декоратором.

Дизайнер-архитекторДизайнер-архитектор, прежде всего, работает с объемно-планировочным решением, стремясь полноценно реализовать в проекте необходимый функционал каждого помещения и эффективно использовать возможности объекта. Он должен иметь понятия о многих строительных моментах, например, грамотно спроектировать дополнительный этаж, лестницу, учесть требования инженерных сетей (скажем, канализации, вентиляции, встроенного пылесоса), нормы пожарной безопасности, и при этом "видеть" интерьер в цветах и фактурах, стремясь создать в нем определенное настроение. Поэтому кроме рабочих чертежей, дизайнер-архитектор подберет все, что необходимо для полноценного интерьера, будь то дверные ручки, мебель или кадки с растениями. В идеале, его творческий взгляд на объект очень практичен, поэтому интерьеры должны быть более удобными и продуманными.

Для дизайнера-декоратора первична эстетика (иногда в ущерб функциональности). Он смотрит на интерьер глазами художника и необходимые этому интерьеру изменения он привносит декораторскими приемами, преимущественно оформляя его, избегая серьезных перепланировок.

Моя приятельница была по делам в одной дизайнерской компании и застала там первое совещание по поводу нового заказа. Двое дизайнеров стоят над чертежами и спорят, показывая на что-то: окно это или дверь, оказалось, что они не умеют читать чертежи. А обсуждение концепции проекта проходило в таком ключе: я недавно видела одну ткань, мне она так понравилась, давайте ее возьмем на шторы. Или: я вижу здесь стены сиреневого цвета... Комментарии излишни.

При выборе дизайнера, надо иметь в виду, что они различаются также глубиной и серьезностью подготовки, которая может проходить в стенах высшего заведения или колледжа. Кроме того, на дизайнера можно «выучится» на различных курсах продолжительностью от 1-3 месяцев.

Немаловажно, что дизайнерами сейчас себя позиционируют и люди вообще не имеющие никакого специального образования и опыта, например, специалисты по фэн шую или по построению 3D картинок, которые поработали в дизайнерских или архитектурных компаниях.

Заказчица проводила реконструкцию своей квартиры в доме, который был построен более 100 лет назад. Ей был предложен план перепланировки квартиры, исходя из ее пожеланий и технических возможностей помещений. Заказчица предложенный вариант показала своей знакомой дизайнеру – декоратору. Декоратор предложила свой вариант перепланировки. В результате, 2 месяца архитектор, конструктор, инженер по водоснабжению и канализации пытались найти решение для осуществления предложенной декоратором перепланировки. Заключение, выданное после проведенных обследований специалистов – данный вариант перепланировки технически реализовать невозможно. Было решено вернуться к предложенному мной варианту перепланировки. Было потеряно время, деньги на обследование, нервы всех участников процесса. Представляю, с какими трудностями столкнулась бы Заказчица, если бы начала реконструкцию по предложенному дизайнером-декоратором варианту.

ВЫБОР ДИЗАЙНЕРА: момент второй, уточнить наличие опыта работы

Работа архитектора-дизайнераКак и в любой профессии, опыт, а значит, количество и особенности уже выполненных объектов играют громадную роль. Потому, что каждый объект – это сложная работа, в ее ходе возникает множество нюансов, которые необходимо учитывать или преодолевать. Иногда, дизайнеру приходится сходу принимать важные решения, проводить экстренные консультации, в том числе по телефону, без наработок и навыка благополучно разрешить массу ежедневных проблем, возникающих при переделке просто невозможно.

Опыт помогает гибко выходить из сложных ситуаций, связанных со взаимоотношениями с клиентами, когда где-то нужно настоять, а где-то уступить ради достижения необходимого результата.

Одна моя заказчица, приступив к работе над своей квартирой, имела опыт проведения ремонтов квартир. Поэтому она считала, что цвета для комнат своей квартиры она сможет выбрать сама. Первая комната была спальная. Предложенный мною оттенок, ей показался скучноватым. Я уступила, предложив попробовать сделать выкрас ее варианта. Когда краска была нанесена на участок стены, все стало ясно - никуда не годиться, от нее хозяйка решила отказаться и предложила другую. Снова купили баночку и сделали выкрас, результат тот же. После порядка семи попыток, наконец ее выбор пал на оттенок, предложенный мною в самом начале. Этот оттенок, учитывал освещенность комнаты, ее размеры, форму, заложенный стиль и настроение. Когда сделали выкрас всем стало очевидно - подходит. Надо сказать, что после этой истории, мой авторитет в ее глазах резко вырос, она уже охотно принимала мои предложения.

Для дизайнера очень важно умение особого восприятия интерьера, когда автор не копирует какие-то готовые решения, а действительно работает индивидуально, для данных людей и данного помещения. Опыт нетривиальных решений придает дизайнеру смелость, развивает его талант, делает его работу, с точки зрения конечного результата, по-настоящему интересной.

Кроме того, выбирая дизайнера, надо помнить, что он должен иметь вкус и чувство меры, которые помогают ему создавать интерьеры, актуальные на много лет. Решения, выбранные для каждого конкретного случая должны быть логичны и уместны, чтобы они не выглядели надуманными, чуждыми заказчикам , самому зданию и его окружению. Надо находить тонкую грань между дизайном для человека и дизайном ради дизайна. К сожалению, юношеское, не зрелое стремление к новизне и попыткам создавать что-то, до чего еще никто не додумывался, может увлекать настолько, что прагматизм, главная черта хорошего дизайнера отойдет на второй план.

ВЫБОР ДИЗАЙНЕРА: момент третий, оценить навыки

Опыт работы архитектора-дизайнераУ дизайнера обязательно должен быть вкус, это врожденное качество, с первого взгляда оценить сложно. Но зато навыки визуализации своих решений, дизайнер должен продемонстрировать сразу. Чаще всего для этой цели сейчас используют компьютерные программы, специалистов не владеющих ими, наверное, уже не встретишь. Поэтому, навык работы с редактором не может оказывать решающего значения на выбор дизайнера. Возможно, по этой причине в среде профессионалов особенно ценится ручной труд.

Ручная графика, помогает дизайнеру четко представлять объем и пространство, и производит хорошее впечатление при выборе дизайнера, так как многие сейчас уже перенасытились чертежами, выстроенными в AutoCAD и других редакторах. Заказчик стал понимать, что, изучив программы, человек не обязательно превращается в архитектора или дизайнера. По моему опыту, от сделанных вручную материалов в особый восторг приходят иностранцы, для них – это знак хорошей школы и высочайшего профессионализма. Иными словами, работа руками показывает, что перед вами действительно дизайнер, вы видите его характерный "почерк", манеру, а значит убеждаетесь, что работы из его портфолио, действительно выполнены им. Компьютерные чертежи лишены индивидуальности.

Но, кроме того, человек, который может за минуту нарисовать эскиз, способен быстро показать заказчику, менеджеру салона, а иногда, и строителю свой замысел, даже, если у него под рукой нет AutoCAD, ArchiCAD или 3D Max, а только карандаш и лист бумаги. В подтверждение своей мысли, приведу пример, прочитанный на форуме. В дизайнерской компании осуществляли выбор дизайнера, и вот к ним пришел устраиваться на работу человек. Но по профессии он оказался … врачом! В пору кризиса, в центре трудоустройства, ему посоветовали изучить ArchiCAD, с которым он сможет работать дизайнером. Как вы понимаете, его не приняли.

ВЫБОР ДИЗАЙНЕРА: момент четвертый , изучить портфолио

Портфолио дизайнераБольшинство специалистов в области дизайна имеют портфолио. В нем представлены объекты, с которыми может познакомиться потенциальный заказчик, выбирающий дизайнера. Портфолио – это больше, чем просто визитная карточка или «отчет о проделанной работе». Оформление и подача материала очень много говорит о специалисте, его стиле, навыках, вкусе. Так что, внимательно ознакомившись с порфолио дизайнера, можно многое о нем узнать. Портфолио может быть выполнено в виде альбома или быть вынесено на Интернет ресурс.

Как не было бы удобно и наглядно портфолио, у такого способа предоставления информации все же имеется недостаток. При выборе дизайнера, листая его альбом или сидя на сайте, бывает сложно проверить, все ли работы, собранные в нем действительно реализованы. Начинающие дизайнеры часто пополняют свое портфолио 3D картинками, не с реальных, а с придуманных объектов, чтобы создать видимость имеющегося опыта. Поэтому, стоит прикинуть, сколько объектов в год делает специалист, которого вы приглашаете, и насколько это реально.

Не редкость и плагиат, когда в портфолио заносят работы, принадлежащие другому дизайнеру, отечественному или зарубежному.

Еще одна реальная история. В одну компанию, которая специализируется на дизайне и строительстве, пришел новичок, устраиваться на работу. Он принес свое портфолио, когда его полистали, среди вереницы объектов, обнаружили несколько своих, которые незадачливый претендент на работу, скачал в Интернете, не удосужившись запомнить, у кого он «одолжил» информацию, фото и 3D.

При выборе дизайнера, многие обращают внимание на публикации в журналах, они тоже могут быть частью портфолио. Но стоит помнить, что это, по сути реклама, так как проекты не выбираются редакцией за какие-либо выдающиеся качества, а просто размещаются за соответствующую плату.

ВЫБОР ДИЗАЙНЕРА: момент пятый, быстро - это хорошо или плохо?

Выбор дизайнераНаверное, и вам довелось слышать радио рекламу, которая обещала клиентам дизайнерской фирмы четыре варианта решения интерьера за четыре дня. Насколько всерьез можно воспринимать работу, которая делается наспех? Работа над интерьером требует времени, раздумий, серьезного взвешивания возможных вариантов. Иногда, случаются мгновенные озарения, и замечательные идеи приходят буквально в самом начале творческого процесса. Но и их нужно довести «до кондиции», проанализировать, чтобы не показывать заказчику «сырой», не доведенный до ума материал. Поэтому, я противница такой скороспелой работы, хотя это не всегда предложения сделанные действительно быстро. Некоторые компании просто используют готовые варианты, адаптируя их под предлагаемые помещения, чего клиент при выборе дизайнера не знает. В любом случае, такой подход – это неуважение к заказчику и его затратам.

Статья подготовлена на основе материалов с сайта http://kuzmin-pro.ru